sameli

11.09
00:42

ПЕПА ИЕП ЕП


Готовясь когда-то к вступительным экзаменам на истфак и заучивая последовательность в которой восседали на престоле Романовы, я изобрел простенькую мнемотехнику, позволяющую справляться с задачей едва ли дольше, чем за минуту. Нужно было запомнить следующую буквенную комбинацию: МАФИ ПЕПА ИЕП ЕПАН ААН. Эта мантра суть вся династия, где МАФИ - это Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и т.д. Русский ХVIII век, таким образом - это ПЕПА ИЕП ЕП. В отечественном историческом образовании так уж устоялось, а следом и в массовом историческом сознании укоренилось, что история Отечества = политическая история = история князей, царей и правителей. И эта по-детективному захватывающая книга у Натана Эйдельмана получилась также, в первую очередь, о монархах и монархии, хотя среди её персонажей есть полководцы, учёные, строители городов, авантюристы, наёмники (здесь не удержусь, и поведаю о такой ухмылке истории: оказывается, Наполеон Бонапарт едва не подрядился служить в русскую екатерининскую армию, однако, передумал, так как не желал понижения в воинском чине, что было обязательным условием для иностранных кондотьеров), есть здесь также бунтовщики и поэты. Преподать историческую науку в авантюрно-приключенческой манере - это талант и Эйдельман, безусловно, превосходный популяризатор, но главное открыватель и познаватель, далёкий от начётничества, щедро делящийся своими находками и зовущий отправиться за ним, чтобы искать вместе. Каждая глава этого сборника "научно-художественных рассказов" (как сказано в аннотации) - один день "осьмнадцатого" столетия, но чтобы выяснить суть происходящего, мы вслед за Натаном Яковлевичем, свободно двигаемся и в прошлое, и в будущее относительно этого дня. Так сквозные персонажи - реальные исторические фигуры от Арапа Петра Великого и Пугачёва до Суворова и Палена, оказываются замешаны в переплетающихся между собой исторических сюжетах. Зловещие тайны нашей истории, заговоры, славные ратные подвиги, фантастические карьерные взлёты и падения, русская философская хандра, ведущая на каторгу или в ссылку - по страницам книги перепархивают сумрачные тени замученных или потерявших рассудок наследников престола, с них льются звуки полковой гренадерской флейты, они сообщают нам то, за что людей лишали свободы, а то и жизни. Эйдельман предлагает поразбираться и с источниковедческими вопросами, ненавязчиво знакомит читателя с приёмами критики исторических источников, определения их подлинности. Тетради, записки, прошения, отчёты, дневники, часто обречённые быть сожёнными, но кем-нибудь тайно скопированные - не груды архивного хлама, они "дремлют и живут, эти бумаги; в них огромная скрытая энергия… если подойти, прикоснуться, произнести нужные слова они просыпаются, говорят, волнуются, кричат". Под конец крайней главы, вслед за французским историком М. Блоком, Эйдельман предлагает задуматься не судим ли мы о прошлом по второстепенным, уцелевшим случайно документам, тогда как подлинно ценные и важные бумаги ещё не найдены и ждут обнародования… Задаёшься вопросом: а всё ли тайное станет когда- то явным? Понимаешь, что скорее, конечно, нет, чем да, но автор заряжает оптимизмом, призывая настойчиво разыскивать документы прошлого, потому что "находя, мы осваиваем малоизученные или совсем неведомые края на "карте прошлого", присоединяем его к своему настоящему и будущему". Не искать документы прошлого, значит ещё и предавать своих отцов. Блок - чуть ли не единственный, современный автору, историк на которого есть ссылка, а К. Маркс, единственный из "классиков марксизма - ленинизма", проскакивает лишь в связи с написанием им статьи о Беннигсене (одном из палачей императора Павла I) для какой- то американской энциклопедии. Книга, при этом, издана в 1986 году, издательством "Детская литература", старшие школьники, студенчество - вот кого пытается позвать "в неведомые края" автор. Откуда было знать Эйдельману, что спустя неполных 10 лет после издания этой книги, в России начнут глорифицировать и канонизировать монархов?! Канонизировать даже и в прямом смысле слова, что совсем уж пошло и вовсе не ново, ведь технология выработана ещё у жрецов- древних египтян (если не раньше), для которых очередной фараон - это сын солнечного бога и сам бог солнца. Среди разномастных черносотенцев сегодня кишмя кишат монархисты, так на момент написания рецензии социальная сеть "В контакте" выдаёт уйму монархических сообществ с количеством участников до 55 000 человек. Формальная реставрация царизма удовлетворила бы тщеславие многих "избранных" уже пользующихся де- факто феодальными привилегиями. Сегодня налажена торговля родословными, титулами, чинами, квазиучёными званиями и степенями - мог ли подумать о таком откате в дикое прошлое Эйдельман? Актуальность этой книги, при таких обстоятельствах, только возрастает. Прочитанная в нужное время она станет как бы прививкой от некритического восприятия властьимущих, от бездумного подчинения пролезшим в "князьки" прохвостам. Прочитав, как немецкая потаскушка (заметим, без капли русской крови), вскарабкавшаяся на трон по трупу своего умственно ограниченного супруга, производит хахалей из конюхов в фельдмаршалы и раздаривает им сотнями тысяч живых людей, ею же превращённых в рабов, или как с молчаливого согласия сына-наследника банда пьяных генералов и высших сановников в лентах и орденах (для придания легитимности своим действиям) отправляется убивать спящего императора- отца, человек получит иммунитет к басням об имперских временах России, как её "золотом веке". Вряд ли его можно будет убедить, что пролезшие к вершинам власти люди (не только в прошлом, но и в настоящем, и в обозримом будущем) - это полубоги, воплощение воли и мужества, а не особая порода подлецов, решивших, что они "право имеют". При этом, Эйдельман не занимается очернением царизма (так, трогателен и благороден в юности будущий сатрап Павел I), а остаётся честным исследователем, предоставляющим читателю право делать собственные выводы. Обязательно буду читать Эйдельмана ещё, на очереди книга о декабристах – «Обреченный отряд».


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки